Причина №2: закон убывающей отдачи

Причина №2: закон убывающей отдачиЭто один из самых известных законов экономики (извините, господин Парето). Он гласит: непрерывное увеличение использования одного фактора производства при постоянной величине других факторов вначале приводит к росту отдачи, затем к его прекращению и наконец — к уменьшению отдачи от этого ресурса. Этот закон применим и к плаванию.

После того как спортсмен принял горизонтальное положение в воде, дополнительные усилия по удержанию этого положения приводят к уменьшению роста отдачи (то есть снижению дополнительного ускорения), поскольку остальные параметры остаются неизменными (то есть подтягивание остается по-прежнему слабым). Именно это происходит у триатлетов и еще чаще у пловцов.

Примерно 95% пловцов и триатлетов, которых я знаю (в том числе спортсменов-профессионалов), приходят на тренировку и изо дня в день работают на закон убывающей отдачи. Как это возможно?

Почему так много людей продолжают отрабатывать элементы гребка, которые не приносят им существенной отдачи, и при этом игнорируют ключевые элементы? Вот мои предположения.

Лучшие пловцы и тренеры всегда искали способы повысить скорость. Соревнования выигрываются и проигрываются за счет сотых долей секунды, поэтому изучение плавания как предмета все эти годы включало в себя определение областей, в которых можно получить какое-то преимущество, пусть даже самое крошечное.

«Хитом» 1990-х годов стало положение тела. Я это очень хорошо помню, я тогда тренировалась в плавательном клубе Clarenceville.

По всей стране распространился слух, что человек по имени Билл Бумер обучает стэнфордских пловцов тому, как с помощью работы корпуса можно увеличить движущую силу, эффективность и скорость. Для меня все это звучало очень загадочно: люди обменивались фразами вроде «давить на поплавок», а я и понятия не имела, что они имеют в виду.

Но думала, раз уж этим занялись в самом Стэнфорде — это и правда что-то серьезное. К счастью, я тогда занималась устранением других своих явных недостатков, стараясь, к примеру, не дать слабину, когда тренер требовал, чтобы я проплывала 6 х 100 м за 8:00. А вещи тогда происходили интересные.

Идеи об использовании возможностей корпуса пловца настойчиво рекламировались в студенческих спортивных командах, плавательных клубах, что естественным образом порождало потребность в обучении, а значит, и предложение на рынке тренерских услуг. Спрос и предложение стали расти и в среде триатлетов, и в среде пловцов категории «мастере».

По стране стали возникать школы спортивного плавания для слушателей продвинутого уровня. И все они концентрировались на новом волнующем открытии — возможностях корпуса и на том, как применить их, чтобы повысить скорость и увеличить момент силы.

Пловцы категории «мастере», триатлеты толпами присоединялись к движению, полные уверенности, что им наконец-то выдали долгожданный «билет в чемпионы». Все остальные аспекты техники плавания при этом практически игнорировались.

Так произошло и с самым важным из них — подтягиванием. Любая новая информация, естественно, вызывает прилив энтузиазма в массах.

Однако на каком-то этапе должен появиться и лидер, который охладит весь этот пыл. Взвешенный анализ требует понимания, насколько новая информация соответствует нашей миссии в целом. Компании и другие организации формулируют свою миссию, свое видение будущих перспектив именно с той целью, чтобы все решения принимались в соответствующем ключе, чтобы иметь перед глазами постоянное напоминание о главных целях, иначе очень легко отклониться от основного курса и начать заниматься второстепенными вещами.

Время, энергия, ресурсы у всех нас ограничены, поэтому большую часть усилий лучше тратить на те виды деятельности, которые влияют на конечный результат. Эта мысль окончательно проникла в мое сознание в 2001 г. в Пенсильвании во время экскурсии на завод по производству вареников.

Восхищенно провожая глазами тысячи вареников, несущихся по конвейеру, я прокричала сквозь шум машин президенту компании, стоявшей рядом: «Как же много вареников! А вы еще что-нибудь делаете, кроме них?» И она прокричала мне в ответ: «Однажды попробовали выпускать равиоли…

Но быстро поняли, что вареники у нас получаются лучше!» Владелица компании разгадала секрет успеха.

Компания попробовала выпускать что-то новое, но увидела, что равиоли как направление бизнеса отнимают слишком много энергии и ресурсов, которые можно потратить на выпуск успешного продукта. Применительно к плаванию я полагаю, что ваш план, или, если хотите, миссия, состоит в том, чтобы повысить свой уровень, и побыстрее.

Основная ваша цель, если вы намерены принять участие в соревнованиях, — это время (вспомните: произведение числа гребков на скорость одного гребка). Не гоняйтесь за химерами (например, не старайтесь уменьшить число гребков, не выяснив, как это сказывается на общем времени).

Выбор, сделанный вами, должен полностью соответствовать видению ваших будущих целей. В связи с этим возникает вопрос: как узнать, соответствует новая информация нашей миссии или только отбирает у нас ресурсы, необходимые для ее осуществления?

Ответ таков: мы никак об этом не узнаем, если не обретем более глубокое понимание всех факторов, задействованных в процессе. Другими словами, чтобы вы могли сами ставить перед собой цели в плавании и обеспечить определенный уровень полезной отдачи от прикладываемых усилий (а не убывание ее), вам необходимо понимать, какие именно качества отличают хорошего пловца.

Вы должны стать тем, кого один из моих любимых писателей, Мэттью Кроуфорд, в своей книге «Уроки труда для души» (Shop Class as Soulcraft) называет «умельцем». Кроуфорд, механик по ремонту мотоциклов со степенью доктора политической философии, призывает читателя ценить работу представителей физического труда (слесарей, электриков, механиков) так же высоко, как и «неосязаемые знания», которыми обладают менеджеры высшего звена.

Среди множества аргументов, которые он приводит, не последний тот, что навыки, необходимые в этих профессиях, никогда не устаревают. Есть и еще один аргумент: умелец, понимающий процесс изготовления чего-либо, никогда не выбросит хорошие, работающие вещи ради погони за новыми.

А если мы все станем умельцами в плавании? Если по-настоящему поймем, из каких факторов складывается скорость пловца (другими словами, поймем собственный «процесс производства»), то сможем проплывать каждый бассейн таким образом, чтобы приблизиться к какой-либо цели.

И будем знать, какие элементы техники конкретного стиля влияют на конечный результат, а какие — нет. Я уже упоминала во «Введении», что хочу продемонстрировать вам реальную картину действий, которые совершают лучшие пловцы. Постараюсь подробно рассказать о «процессе производства», чтобы ваши усилия увенчались существенной, а не убывающей отдачей.