А. А. Архипов

Специалисты в области технической подготовки спортсменов обычно считают, что в системе требований к рациональному обучению обязательно должны быть заложены условия рациональности внутреннего содержания движений. Опыт использования моноцелевых моделей спортивной техники доказывает, что основными критериями рациональности движений в условиях программно-целевого управления обучением являются объективные характеристики тех структурных уровней организации движений, которые образуют внутреннюю иерархическую зависимость их элементов, т. е. дерево целей. Другими словами, если характеристики дерева целей объективны, то движение не может не быть рациональным.

Таким образом, все операции, связанные с построением дерева целей того или иного спортивного движения, фактически одновременно обеспечивают и выбор его наиболее рационального варианта, и создание предпосылок для рационализации методики обучения этому движению. Цели управления биомеханической структурой движений при обучении Обучение спортивным движениям как вид конкретной предметной деятельности носит целенаправленный характер. Цели обучения движениям рассматриваются как ожидаемые результаты педагогического процесса, к которым должен стремиться каждый тренер и спортсмен.

Применительно к спортивным движениям эти результаты приводят к таким изменениям их биомеханических характеристик, реализация которых на практике, как правило, обеспечивает достижение высоких спортивных показателей. Категория цели довольно часто применяется при обучении, однако следует отметить, что само это понятие зачастую выражается тренерами лишь в самой общей форме.

При этом не учитываются объективные закономерности внутренних связей цели и биомеханической структурой изучаемых движений, характером деятельности тренера и обучаемых в процессе спортивной тренировки. Иногда цели отождествляют с задачами обучения, общим описанием движения или характера и специфики двигательной деятельности занимающихся.