Адаптивное управление с идентификатором

Наиболее простая и достаточно эффективная схема реализации управления может быть построена на основе использования эталонных моделей. Искомые параметры этой системы могут быть заданы эталонной моделью. На вход модели и системы управления объектом подаются сигналы.

Поведение системы управления объектом и реакция модели на эти воздействия сопоставляются и ошибка поступает в блок управления, называемым корректирующим фильтром. Ошибка может возрастать при изменениях в других частях системы, поэтому сигнал ошибки используется для изменения корректирующего фильтра с целью компенсировать их. Основным положительным свойством такой системы является то, что при ее использовании идентифицируется не весь объект в целом (что в данном случае практически невозможно), а только та его часть, которая фактически определяет отклонения в реакциях объекта от его эталонной модели.

Специфика такой схемы позволяет широко использовать ее в педагогическом процессе обучения спортсменов движениям со сложнокоординационной структурой. В качестве входных факторов системы можно рассматривать исходные данные о состоянии движений спортсменов до обучения: В качестве выходных переменных -1 результат обучения (состояние параметров движений спортсмена после тренировки с использованием автоматизированной системы). Все основные блоки такой системы работают в автоматизированном режиме под контролем оператора (тренера).

В качестве модели может выступать эталонная модель спортивного движения, объектом управления в таком случае являются двигательная система и движения обучаемых спортсменов. Движения обучаемых спортсменов сравниваются с эталонной моделью, данные об их отклонениях поступают на блок управления, который вырабатывает корректирующий сигнал с целью компенсации изменений в движениях занимающихся. Корректирующий сигнал в виде срочных указаний тренера или каких-либо других воздействий на сенсорные системы обучаемых позволяет спортсменам в реальном масштабе времени обучения исправлять свои ошибки и этим самым эффективнее осваивать тот навык, характеристики которого представлены в двигательном задании, а основные параметры включены в структуру эталонной модели.

ИНФОРМАЦИЯ О ДВИЖЕНИЯХ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ Информационное обеспечение спортивной тренировки Всякий педагогический процесс в основном строится на решении различного рода информационных задач, поэтому необходимо особо рассмотреть содержание информационной среды обучения спортивным движениям с учетом возможностей ее оптимизации и повышения эффективности функционирования. Поскольку проблема имеет несколько сравнительно обособленных направлений (спортивно-педагогическое, биологическое, кибернетическое и др.), остановимся только на тех ее сторонах, которые могут иметь отношение к педагогической практике спортивной тренировки. В конце 40-х годов начала формироваться научная область, именуемая теорией информации.

Изучались различные проблемы моделирования познания и мышления, передачи информации в биологических системах, в том числе и при обучении. С этих позиций рассматриваются принципы создания и использования абстрактных и формальных методов описания сложных процессов, методы постановки информационных задач, механизмы самообучения, элементы теории обучающих систем.

Особенно интересны для педагогики спорта теоретические положения об организации информационной среды обучения, которые могут быть исходным материалом для разработки теоретических основ функционирования АСУ, используемых для технической подготовки спортсменов.