Активизация самостоятельности спортсменов

Многие выступающие взволнованно говорили о причинах аморальных поступков, еще имеющих место среди некоторых спортсменов. Назывались отдельные факторы, которые способствуют этому: шумный успех, захваливание, низкая требовательность со стороны отдельных тренеров, слабо поставленная воспитательная работа и т. д. Выступавшие на конференции представители старшего поколения, заслужённые тренеры СССР А. Н. Баженов, К. Т. Булочко, заслуженный тренер РСФСР А. И. Фаламесов и другие говорили о необходимости повышения культуры советских спортсменов, приводя в пример Ю. Власова, А. Воробьева, В. Попенченко, А. Иваницкого, уделявших в свое время большое внимание учебе, книгам, расширению своего кругозора и т. д. Многие участники высказались по поводу того, что спортсмен не должен отрываться от трудового коллектива, от общественной деятельности и т. д. При подготовке и проведении всех форм нравственного просвещения определились следующие педагогические требования, которыми можно руководствоваться при проведении этой работы. Этому способствует добровольный выбор вопроса для выступления или темы для беседы, консультации с тренером, педагогами учебного заведения, работниками библиотеки, самостоятельная подготовка к беседе, свободное обсуждение вопросов и т. д. В ходе диспута или беседы создаются ситуации, способствующие развертыванию творческой активности, живому обмену мнениями. Широкое привлечение примеров из спортивной жизни.

Беседа, диспут, читательская конференция не взволнуют по-настоящему их участников, если не будет ссылки на конкретные примеры, явления из жизни, деятельности самих спортсменов. Любой вопрос, поднимаемый для обсуждения, следует подтвердить примером.

Ни одна моральная проблема не должна рассматриваться вне спортивной практики. Особое внимание вопросам морали и быта.

В процессе проведения занятий, бесед по вопросам этики спортсмены нередко затрагивают особенно острые вопросы, вытекающие из важных идейных и нравственных проблем. Следует внимательно отнестись к ним, дать возможность каждому желающему высказать свое мнение, а затем, обобщая сказанное, убедительно разъяснить то или иное спорное положение.