Анализ результатов педагогических и врачебных исследований

Анализ результатов педагогических и врачебных исследований последних лет свидетельствует о многих серьезных недочетах в методике использования средств общей и специальной физической подготовки, их дозировании и чередовании как в недельных циклах, так и в отдельных периодах годичной тренировки юных спортсменов. По нашему глубокому убеждению, выявление рационального соотношения общей и специальной физической подготовки в годичном цикле занятий позволило бы более правильно планировать учебно-тренировочный процесс, улучшить качество подготовки юных спортсменов. Основываясь на материалах исследований, осуществленных сектором теории и методики юношеского спорта ЦНИИФКа, можно сформулировать следующие общие научно-методические рекомендации по планированию годичного цикла тренировки юных спортсменов. Вопрос о роли и удельном весе средств общей и специальной физической подготовки решается по-разному не только в различных видах спорта, но и в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, характера и степени его физической подготовленности.

В настоящем разделе книги мы делаем попытку показать принципиальные тенденции в применении средств общей и специальной физической подготовки в годичном цикле тренировки, отвлекаясь от отдельных частностей, которые свойственны учебно-тренировочному процессу. Более конкретные методические рекомендации с учетом специфики вида спорта, возраста и подготовленности занимающихся читатель найдет в последующих разделах книги. Чем более узкое воздействие оказывает на организм занимающегося специальная тренировка в избранном виде спорта, тем большее значение для роста достижений спортсмена имеет его общая физическая подготовленность.

Так, в тренировке прыгунов в высоту разносторонняя физическая подготовленность спортсменов (гимнастическая, спринтерская, прыжковая и т. д.) может быть в значительной мере достигнута средствами специальной физической подготовки. В то же время при занятиях с юными велосипедистами роль общей физической подготовки (особенно в подготовительном периоде) должна существенно возрасти, что и показано в соответствующем разделе настоящей книги (Ю. В. Качуренко).