Автоматизация информационных процессов

Создание реально действующих АСУ, предназначенных для управления обучением и совершенствованием движений, долгое время тормозилось прежде всего из-за отсутствия целостной педагогической теории, формального языка и формального аппарата спортивной педагогики и биомеханики. Кроме того, серьезные проблемы возникали также у большинства специалистов при внедрении в практику учебно-тренировочного процесса конкретных средств обеспечения АСУ и в первую очередь системы ЭВМ. Особенно много нерешенных вопросов при организации человеко-машинных комплексов обучения. Средства АСУ, которые успешно обеспечивают функционирование многих технических систем, зачастую оказываются совершенно непригодными для работы со спортсменами в условиях комплекса «человек — технические средства». Это выдвигает сложные проблемы согласования характеристик технических устройств с важнейшими параметрами спортсмена и тренера, определяющими общий характер их взаимодействия в тренировочной и соревновательной деятельности.

Обычно специалисты в области инженерной психологии рассматривают проблемы такого рода преимущественно с психологических позиций. Кроме психологических аспектов взаимодействия человека и технических средств, важное значение имеют такие биомеханические факторы, как геометрия масс, линейные и пространственные размеры тела человека, пространственные границы зон его двигательной активности и др. Конструкция технических систем управления процессом обучения должна предусматривать оптимальные условия восприятия спортсменом и тренером информации из окружающей среды, ее анализа и синтеза.