Биотехническое конструирование

В процессе опытов изучались характерные особенности распределения воспринимающей информации между сенсорными каналами тренера и обучаемого. При этом учитывались специфические условия тренировочного процесса. Эксперименты проводились в естественных условиях тренировки.

Испытуемым задавались стандартные элементы движений, их выполнение контролировалось по биомеханическим параметрам при помощи технических средств регистрации и индикации. Экспериментатор определял отклонения от действительных характеристик движений, предлагаемых испытуемым через зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия. Условия опыта были таковы, что информация поступала к испытуемому только по одному из каналов (испытуемый располагался спиной к обучающему — информацию воспринимал только по слуховому каналу; одевал защитные наушники — функционировал только зрительный канал и т. д.). В процессе обработки результатов экспериментов обращалось внимание на количество ошибок при оценке информации о движениях обучаемого, поступающей по каждому из каналов.

На основании этого делались выводы о надежности каждого из каналов по отношению к возможности оценки различной информации. Такие исследования служили объективной основой для разработки индикационных и воспринимающих элементов устройства ПЦУ. Это позволило определить, какую информацию, о каких параметрах спортивных движений, по каким сенсорным-каналам и в каком виде следует передавать обучаемым и обучающим в процессе спортивной тренировки. Необходимо стремиться к созданию таких условий представления информации во всех разрабатываемых педагогических средствах при обучении и двигательном совершенствовании, которые бы способствовали максимальной интенсификации и объективизации информационного обмена.

С учетом возможностей восприятия различных характеристик движений участниками педагогического процесса (тренером и обучаемым) конструируются органы управления тренажерных устройств ПЦУ.