Числовые показатели

Для того чтобы избежать этих проблем, необходимо стремиться не к максимилизации числа измеряемых в педагогическом процессе параметров движений, а к их оптимизации, т. е. приведении к такому минимальному числу, которое позволит успешно решить задачи оперативного педагогического контроля. В процессе обучения борцов захвату ног соперника в стойке таким оптимальным числом характеристик стало десять показателей: четыре суставных угла, две составляющие опорных реакций (на обеих конечностях), ускорение центра масс (в сагиттальной плоскости по сагиттальной оси) и ускорение туловища (та же составляющая, что и для головы). Числовые показатели этих характеристик можно обозначить Ui, U2, Uj, причем Ui является показателем самой информативной характеристики, U2 — следующей уже менее информативной характеристики и т. д. Показатель Uf, i= = 1, 2, /, является частицей (долей) выполнения обучаемым спортсменом двигательного задания по і биомеханической характеристике.

Показатель Ui в процессе обучения изменяется от 0 до 1; в случае полного выполнения двигательного задания Uj = l, недостаточно полного — 0 При анализе результатов

Установив тот или иной процент отклонений в движениях обучаемых от двигательного задания, педагог должен дать собственную оценку этому явлению, т. е. сказать обучаемому, хорошо это или плохо. Для успешного контроля за ходом процесса обучения необходимо дать не только его количественную оценку, но и качественно оценить действия спортсменов, поощрить их в случае хорошего выполнения приема (задания). Таким образом, возникает следующая задача: определить, какой процент отклонений от программы (двигательного задания) в движениях обучаемых может быть признан недопустимым (неудовлетворительная оценка), какой процент ошибок можно считать (максимально) допустимым (удовлетворительная оценка), какой процент ошибок может соответствовать хорошей и какой отличной оценке действий спортсменов? Понятно, что эталонное движение — это идеальная модель и добиться стопроцентного ее повторения невозможно, поэтому каждый обучаемый будет делать ошибки в каждой попытке ее воспроизведения. Следовательно, какой-то процент ошибок в движениях спортсменов даже при удачном исполнении всегда будет. Для объективной оценки действий занимающихся необходимо точно установить, какой это процент. Для всех видов изучаемых движений, по-видимому, нельзя однозначно ответить на этот сложный вопрос.