Данные экспериментальных исследований

Эксперимент № 6 был организован с целью выяснить динамику последействия больших нагрузок в условиях продолжавшейся тренировки с нагрузками средней величины — 50-60% от количества повторений в уроке с большой нагрузкой. Эксперимент проводился на группе пловцов, большинство которых не находились в хорошей спортивной форме. В этих условиях восстановление и развитие работоспособности несколько замедлялось, однако показатели быстроты и силы пришли к норме быстрее, чем показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Даже на 5-6-й день после дня с большой нагрузкой данные электрокардиографии все еще свидетельствовали о неполном восстановлении функций сердечно-сосудистой системы.

У детей, имевших лучшие исходные данные сердечно-сосудистой системы, такого «отставания» в восстановлении функций сердечно-сосудистой системы не наблюдалось. В целом этот эксперимент дает основание считать, что в дни, следующие за днем с большой нагрузкой, допустима тренировка с применением «скоростных» упражнений при суммарной средней нагрузке, в том числе если ребенок хорошо подготовлен.

Обязательным условием является тщательный врачебный контроль состояния сердечно-сосудистой системы. При недостаточной подготовке детей за днем с большой нагрузкой должны следовать 2-3 дня тренировки с незначительной нагрузкой, без применения повторных упражнений в плавании с большой скоростью и т. п. ПОВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ И РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ Для достижения высоких спортивных результатов пловец должен обладать высоким уровнем развития быстроты, «запасом» скорости, а также высоким уровнем развития скоростной выносливости.

Систематическую тренировочную работу над совершенствованием быстроты, скорости и скоростной выносливости нужно начинать с первых лет занятий в бассейне, тем более что организм детей и подростков хорошо приспособлен к упражнениям скоростного характера. Как известно, для повышения скорости и скоростной выносливости в плавании применяются повторный, интервальный и переменный методы. В зависимости от избранного метода в тренировке повторно, интервально или с переменной скоростью проплываются отрезки 25 и более метров.

Однако опыт работы лучших советских и зарубежных тренеров по плаванию (Шрамме, Шарони, Юдина и др.) показывает, что проплывание отрезков менее 25 м (10- 15 м) также дает хорошие результаты. Методы повышения скорости и скоростной выносливости являются основным, наиболее сложным вопросом тренировочного процесса.

Вот почему даже частичное выяснение этой проблемы было связано с большой затратой времени и рядом неудач. Так, на группе пловцов 12-13 лет нами было проверено широко распространенное в практике работы тренеров повторное проплывание отрезков по 25 м. В конце первого года занятий в течение 2 недель при 3-разовой тренировке в неделю дети плавали каждый урок 3-4 раза по 25 м на время. Уже после первых занятий (по данным Гуминского и Золотайко) можно было наблюдать заметные отклонения от нормы в состоянии центральной нервной системы и вегетативных функций.

К концу второй недели снижалась работоспособность корковых клеток, увеличивался латентный период сокращения и расслабления скелетных мышц, отмечалось снижение зубцов на ЭКГ и резкое ухудшение условий для отдыха сердечной мышцы. Все это свидетельствовало о неподготовленности детей к предложенной им нагрузке.