Дерево целей структуры

После того как построено дерево целей физического упражнения, предпринимаются поиски средств реализации таких целей в педагогическом процессе. В это же время изучается исходное состояние двигательного аппарата и системы движений занимающихся для выявления начальных параметров их двигательных возможностей и прогнозирования предполагаемых путей их развития и совершенствования. Практически создать дерево целей, предназначенное Для реализации в педагогическом процессе, весьма затруднительно и прежде всего потому, что его элементы и иерархические уровни представляют собой значительную идеализацию такого сложного и многогранного объекта, каким является всякое целенаправленное двигательное действие человека.

Именно поэтому практически любой уровень точности биомеханических измерений не позволяет построить истинную картину структуры даже самого простого физического упражнения. Кроме того, многочисленные специфические факторы движений локомоторной системы часто вносят в ее физические параметры значительный уровень неопределенности, что также не позволяет считать большинство измеряемых характеристик абсолютно реальными. К этому следует добавить, что расчленение целостного процесса движений на отдельные элементы при декомпозиции целей неизбежно ведет к некоторой потере системных свойств, интегрирующих отдельные движения в систему целостного двигательного акта или физического упражнения.

Все приведенные обстоятельства существенно влияют на выбор средств управления и тактику их использования в спортивной тренировке. Однако упомянутые факторы являются объективными, а противоречия, которые они вызывают при организации процесса обучения,- диалектическими. Понимание этого позволяет избежать ошибочных решений, концентрировать усилия на главных направлениях при моделировании разнообразных ситуаций управления.