Диалектика целостных систем

При анализе влияния социально-экономических условий жизни общества на физическую культуру выделяют несколько групп воздействующих факторов (Л. П. Матвеев, 1970; Н. И. Пономарев, 1974; Б. Кузьмин и А. Осинцев, 1976). Социально-экономические, общекультурные условия, демографический, социальный, национальный (традиции) состав населения, географические и климатические условия районов, бюджет времени населения оказывают непосредственное или опосредствованное влияние на развитие физической культуры, формируя социальные запросы к целям, задачам, принципам и методам использования духовных и материальных ценностей в области различных форм физического воспитания людей. Эти факторы оказывают управляющее влияние на формирование структуры физической культуры как подсистемы (части общественного целого), а также на характер его функционирования. Исходя из этого, понятие физическая культура должно отражать не только ее структуру (содержание), но и характер функционирования (В. М. Выдрин).

Как функционирующая система физическая культура включает в свою структуру следующие группы объектов: существующий ценностный состав, организации и людей, создающих новые ценности, и систему способов их использования, куда входят способы организации населения, отражающие социальный характер использования ценностей (общенародный в СССР, классово-имущественный — в капиталистических странах), и методы. применения средств физической культуры в педагогическом процессе физического воспитания.

Функционируя и развиваясь (т. е. меняя ценностный состав, формы и методы их использования) под управляющим воздействием общества, физическая культура как система имеет конечным объектом своего воздействия человека.