Достижение высоких спортивных результатов

Основным элементом процесса обучения движениям являются знания. Они включают многочисленные конкретные факты о тех или иных движениях, объединенные в системы понятий и правил, а также содержат теоретические обобщения, которые базируются на многолетнем предшествующем практическом опыте тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта. В процессе тренировки знания о движениях реализуются путем формирования специальных навыков и умений.

Навык представляет собой автоматизированный элемент сознательно выполняемого двигательного действия. Это означает, что спортсмен, у которого сформирован определенный двигательный навык, может достаточно легко и свободно, с высокими показателями выполнить на соревновании то движение, навык которого у него выработан при обучении. Умение — это понятие более широкое.

Оно характеризуется не только наличием двигательного навыка, но и способностью спортсмена творчески применить этот навык на соревновании в конкретной тактической обстановке. Умения, как и навыки, наиболее объективно отражают специфику каждого вида спорта. В ряде видов спорта, например в спортивных играх, навыки и умения могут быть коллективными, поскольку спортивные результаты определяются в основном коллективными двигательными действиями.

Характерно, что, овладевая определенной системой двигательных навыков и умений, спортсмен под руководством тренера решает одну часть основных проблем педагогического процесса — образовательную. Есть и другая часть проблемы — воспитание и развитие личности спортсмена.

Эти задачи решаются во взаимосвязи с образовательными задачами. Преодолевая трудности тренировки, постоянно напрягая не только физические, но и духовные силы, спортсмен укрепляет свой характер, волю, учится действовать коллективно, подчинять свои личные интересы интересам команды.