Достоинство

Высокой моральной оценки заслуживают поступки, которые, будучи для других незаметны, совершаются во имя совести и спортивного долга. Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, боксер В. Сафронов вспоминал об одном поединке, который ему пришлось провести на очень ответственных всесоюзных соревнованиях. При случайном столкновении с противником у него оказалась рассеченной бровь. Противник мог сделать незаметный мазок по брови, и победа была бы присуждена ему. Но он этого не сделал, он стал осторожнее, и бой благополучно закончился в пользу Владимира Сафронова, который был восхищен благородством противника и рассказал затем об этом случае в печати.

Достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности человека; категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к личности. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности. В этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства).

Честь, как и достоинство, регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих. Понятия достоинства и чести спортсмена по своему значению очень емкие.

Они включают высокую оценку роли спортсмена в социалистическом обществе, большую значимость его поступков и действий для коллектива и для всей страны. Высоко держать спортивную честь — это значит ничем не запятнать славного звания советского спортсмена. В дни XV съезда ВЛКСМ неоднократный чемпион мира по прыжкам в высоту, заслуженный мастер спорта СССР Валерий Брумель писал: «Есть нечто большее, чем личный успех…

Представьте себе трех советских парней, которых пригласили за океан посмотреть, а заодно прощупать, какие они на самом деле. И вот эти парни выступают на чужой земле в красных майках с советскими гербами.

А среди тех, кто пришел поглядеть на них, есть не только люди простые, есть и такие, которым наш герб, что нож в сердце. О чем думали Евгений Момотков, Игорь Тер-Ованесян и я, когда выступали на их земле?

О рекордах, о славе? Я глядел в огромный зал, всматривался в чужие лица и слышал весенний голос зеленых рощ на Ленинских горах и первые гудки автобусов на ранних московских улицах, слышал родную землю.

Мне очень хотелось доказать, что мы действительно сильны. И мы это доказали».