Факт снижения умственной работоспособности

В начале учебного года (конец сентября) у детей контрольной группы отмечается низкая скорость выполнения задания. Это свидетельствует о менее благоприятном течении процесса адаптации в контрольных классах, что, очевидно, связано с резким ограничением двигательной активности в школе и недостаточностью двигательного компонента в режиме дня. На первом месяце обучения трудности адаптации выявляются [4] у 81 % первоклассников, при этом у 11 % детей они сохраняются до конца учебного года. Течение же процесса адаптации у детей, занимающихся по экспериментальной программе, облегчено введением ежедневной 35-минутной динамической паузы на открытом воздухе после второго урока, что и определило более высокую скорость работы. В эксперименте у мальчиков точность выполнения заданий в конце года остается приблизительно на том же уровне, что и в начале при увеличении скорости на 30,0 %. У девочек же к концу года при неизменной скорости точность увеличивается в 1,8 раза.

Это, вероятно, объясняется большей морфо функциональной зрелостью девочек изучаемого возраста. Общеизвестен факт снижения умственной работоспособности учащихся к концу учебной недели. Изучение недельной динамики работоспособности детей экспериментальных классов показало как отсутствие изменений в скорости и точности выполнения заданий, так и некоторое улучшение этих показателей.

В контроле же при постоянном количестве ошибок скорость выполнения задания несколько уменьшилась. В ходе учебного дня работоспособность первоклассников к четвертому уроку снижается более чем в два раза по сравнению с первым.

Отметим, что предложенный нами активный двигательный режим обеспечивает высокий уровень работоспособности на протяжении всего учебного дня. От начала к концу учебного дня скорость выполнения корректурной пробы и количество работ, выполненных без ошибок, изменяются незначительно. Точность работы улучшается: 4,3 ошибки в начале первого урока, 2,8 ошибки в конце четвертого. Число неудовлетворительных и плохих работ невелико.