Формируя свои отношения со спортсменами

Формируя свои отношения со спортсменами, тренер должен учитывать, что их поведение в быту, во время тренировок и соревнований обусловливается многими факторами: личностными качествами, жизненным опытом, образованием, влиянием окружающей среды, уровнем притязаний и т. п. Кроме того, характер взаимоотношений определяется тремя основными факторами. Указания тренера на первых этапах тренировки — это основной источник информации, который влияет на поведение-спортсмена на тренировках и соревнованиях. На этих этапах авторитет тренера обычно непререкаем. Однако в процессе тренировки и участия в соревнованиях спортсмен приобретает определенные знания, опыт проведения тренировки и участия в соревнованиях, подготовки к ним. Этот процесс неизбежен.

Осмысленный опыт является вторым положительным фактором, определяющим поведение спортсмена. Очень важно, чтобы тренер способствовал формированию этого процесса, знал основные его положения, воспитывал самостоятельность спортсмена. Это одно из условий сохранения взаимного доверия и поддержания деловых контактов между ними.

Тренер должен определять программу тренировки и давать указания с учетом личного опыта спортсмена. Если этого не случится, спортсмен будет поставлен перед необходимостью выбора основания для определения своего поведения: личный опыт или указание тренера. Поэтому очень важно, чтобы тренер, зная суждения спортсменов и способствуя их соответствию существующему уровню знаний, обосновал правильность одних и непригодность, ошибочность других.

Формирование осмысленного личного опыта — один из путей воспитания самостоятельности спорт смена и средство управления его поведением.