Функциональное состояние организма спортсмена

Каждая модель, как известно, не дает полного представления о всех свойствах и особенностях объекта. Она строится чаще всего для какой-либо одной определенной цели. В спортивно-педагогической практике в качестве таких целей, например, могут выступать различные показатели степени подготовленности спортсменов к тем или иным соревнованиям. В зависимости от целей педагогического процесса, его этапа, вида подготовки, контингента обучаемых и многих других факторов спортивная тренировка может быть представлена в виде различных моделей.

Причем следует помнить, что одна какая-либо модель тренировочного процесса может быть чрезвычайно эффективной в одном случае и совершенно не пригодной в другом. Рассматривая только ту часть спортивной тренировки, которая ограничена преимущественно использованием метода упражнения, можно избрать в качестве собственно объекта управления (в узком смысле этого слова) процесс реализации в упражнениях спортсменов тех или иных биомеханических характеристик двигательных действий, предлагаемых ему педагогом-тренером непосредственно для обучения и совершенствования.

Первичной информацией для идентификации является анализ входных и выходных переменных (соответственно управляющих педагогических воздействий и ответных результатов в виде изменений в биомеханических характеристиках движений обучаемых), полученных в различных условиях спортивной тренировки при разнообразных вариантах использования метода упражнений. Модель управления рассматриваемым объектом строится с определенной целью — разработки наиболее рационального и эффективного способа изменения исходных характеристик движений каждого обучаемого спортсмена в сторону их максимального приближения к требуемым, так называемым эталонным, или образцовым, параметрам искомого навыка.