Генеральная целевая программа

Все перечисленные этапы можно назвать подготовительными. Очень полезно, когда во всех подготовительных работах или хотя бы в части из них участвуют сами обучаемые. Это позволяет им сократить начальный этап ознакомления с методикой и средствами обучения и глубже проникнуть в смысл самих движений, а также целей и задач тренировочного процесса.

Когда весь дидактический материал подготовлен, проверены и подготовлены к работе технические средства, тренер переходит к основному, рабочему, периоду обучения. Время обучения может быть различным от одного тренировочного занятия до недельного, двухнедельного, четырехнедельного и более длительного тренировочного цикла. Практика показывает, что процесс программно-целевого управления может успешно охватывать различные периоды технической подготовки спортсменов.

Он может применяться как на одном занятии, так и буквально на всех тренировочных занятиях многолетнего периода подготовки высококвалифицированных спортсменов. Хотелось бы отметить еще одно немаловажное обстоятельство.

Речь идет об употреблении термина «обучение» применительно к технической подготовке спортсменов высокого класса. Некоторые специалисты-практики считают, что в таком случае более правильно было бы употребление термина «совершенствование движений», так как спортсмены высокой квалификации уже научились необходимым движениям и им предстоит только их совершенствовать.

Здесь необходимо возразить скорее не по существу проблемы, а по форме ее представления. Термин «обучение движениям» более приемлем, так как он охватывает широкий круг педагогических понятий, в том числе и само понятие «совершенствование движений», которое рассматривается как завершающая стадия процесса обучения.

К этому можно добавить, что процесс совершенствования движений — понятие неопределенное, в свою очередь вызывающее много вопросов, ответить на которые при традиционных методах управления тренировкой трудно.