Глубокие профессиональные знания

Однако часто бывают случаи, когда спортсмен, общаясь с другими спортсменами на сборах и соревнованиях, перенимает у них манеру поведения, элементы техники, приемы тренировки только потому, что они используются известными спортсменами, не отдавая себе ясного отчета в том, насколько они правильны и пригодны для него лично. Такой неосмысленный опыт в большинстве случаев наносит вред. Однако он тоже может выступать как фактор, определяющий поведение спортсмена. Естественно, что на разных этапах подготовки и в разном возрасте соотношение и значение этих факторов меняется.

Особенно сложно взаимоотношение тренера со спортсменами, уже имеющими высокие результаты и достаточный опыт. Естественное стремление к самостоятельности и часто встречающаяся переоценка собственных знаний, опыта и значимости приводят к тому, что спортсмен начинает явно или тайно игнорировать указания тренера, руководствуясь главным образом собственным мнением. Обычно это выступает как один из признаков звездной болезни и, несомненно, является первым симптомом деградации спортсмена.

Следует учитывать, что правильная тренировка может быть обеспечена только глубокими профессиональными знаниями, и личный опыт спортсмена никогда не может их полностью заменить. Глубокие профессиональные знания, понимание психологии спортсмена, тактичность и принципиальность тренера обычно помогают преодолеть возникшие разногласия и установить деловые и личные взаимоотношения. Организация и управление педагогическим процессом спортивной тренировки Спортивная тренировка как управляемый процесс При тренировке спортсменов высшей квалификации типичной является ситуация, когда перед учеником и тренером ставится задача достигнуть за определенное время, к точно определенному сроку (месяц, день и время) необходимого уровня спортивных результатов.

Следует подчеркнуть, что обычно выдвигается задача достигнуть не любого высокого результата, а такого уровня, который обеспечил бы планируемое место на предстоящих соревнованиях, т. е. уровень заданного результата определяется, исходя из состояния спортивных достижений в конкретном виде спорта. Уже из характера постановки задач видно, что процесс тренировки должен отличаться высокой эффективностью и точностью, т. е. быть хорошо управляем. Согласно общепринятому мнению, уровень результатов каждого конкретного спортсмена зависит от его волевой, тактической, технической, общей и специальной физической и интегральной подготовленности.

Если учесть, что каждый из видов подготовленности обусловливается уровнем функциональных возможностей одного или нескольких взаимосвязанных подсистем организма (нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.), то спортивный результат в целом можно рассматривать как обобщенный показатель функциональных возможностей всего организма. Состояние сложной динамической системы, какой является и организм человека, определяется уровнем развития подсистем, которые ее образуют. Очевидно, для того чтобы изменить состояние всей системы в целом, мы должны изменить состояние нескольких или хотя бы одной из ее подсистем.

Причем, применительно к задачам спортивной тренировки эти изменения должны быть не любыми, а только такой величины и характера, которые обеспечили бы новое конкретно заданное состояние организма, позволяющее спортсмену достигнуть желаемого уровня результатов.