Информация, которая поступает к тренеру

Важнейшая задача взаимоотношения между тренером и ЭВМ, с одной стороны, спортсменом и ЭВМ, с другой, заключается в нахождении общих критериев организации потоков и массивов информации, имеющих общий язык и І законы функционирования. Согласованность каналов связи ЭВМ с возможностями сенсорных каналов обучаемого и педагога — необходимая предпосылка для практической реализации АСУ в педагогическом процессе. Действия (процедуры) по получению, оценке, передаче и переработке информации в такой системе можно условно подразделить на три основных типа: собственно управленческие, корректировочные и обслуживающие.

Управленческие процедуры производят циркуляцию информации в целях реализации желаемого эффекта в конкретных двигательных действиях обучаемого и педагогическом процессе в целом. Корректировочные процедуры обеспечивают организацию потоков информации, необходимую для осуществления своевременного оперативного вмешательства в процесс управления в тех случаях, когда он выходит из пороговых рамок запрограммированных алгоритмов. Обслуживающие процедуры включают разнообразные аспекты в циркуляции информации, направленные на обеспечение нормального функционирования ресурсной части системы управления.

Ценность той или иной информации в такой системе управления определяется ее ролью в достижении целей управления. При этом на первый план выступают такие ее характеристики, как правильность, точность, своевременность, гибкость (оперативность, подвижность), специфичность конкретной связи с педагогическим процессом и некоторые другие. Для успешного внедрения в практику тренировочного процесса соответствующей организационной перестройки информационной среды необходимо выполнить комплекс мероприятий: 1) измерить характеристики существующей техники спортивных движений; 2) разработать количественные модели двигательного аппарата спортсменов; 3) разработать модели эталонных образцов техники спортивных движений; 4) разработать модели процесса управления обучением; 5) укомплектовать педагогический процесс соответствующими техническими средствами управления; 6) обучить тренера работе с техническими средствами и методике программно-целевого управления процессом обучения.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ СО СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Особенности программно-целевой организации обучения спортивным движениям Обучение движениям со сложнокоординационной структурой требует использовать в спортивной тренировке самые современные формы организации педагогического управления. Две составные части этого процесса — преподавание и учение — представляют собой основные элементы управления. Их единство отражает специфику спортивно-педагогической деятельности, определяет систему дидактических отношений и обеспечивает целостность учебно-тренировочного процесса.

Дальнейшее развитие спорта меняет содержательную сторону процесса обучения, выдвигает новые двигательные задачи. Дидактическое единство содержательной и процессуальной сторон в таких условиях обусловливает потребность в существенных изменениях методологии самого процесса обучения для приведения его в соответствие с более высокими требованиями практики.

Программно-целевой подход в организации процесса обучения движениям позволяет осуществлять оптимальное управление спортивной тренировкой с целью ее интенсификации и экономизации ресурсов. Дидактические особенности использования этого метода управления предусматривают осуществление одиннадцати этапов его реализации: 1) исследование антропоморфологических и биомеханческих характеристик двигательного аппарата данного контингента обучаемых; 2) измерение характеристик биомеханической структуры образцов сложных спортивных движений, избранных в качестве объекта изучения в спортивной тренировке; 3) системное согласование биомеханических характеристик изучаемого сложного движения с параметрами двигательных возможностей обучаемых; 4) моделирование изучаемого сложного движения; 5) установка (в количественной форме) интегральной цели (целей) процесса обучения; 6) декомпозиция генеральной цели, построение дерева целей; 7) формулировка двигательной задачи обучения; 8) разработка и запись алгоритмов решения двигательной задачи в процессе обучения; 9) построение целевых педагогических программ обучения; 10) ознакомление занимающихся с изучаемым движением, содержанием процесса обучения, его этапами, с техническими средствами обучения; 11) тренировка обучаемых по целевой педагогической программе с последовательным освоением всех ее уровней и этапов.