Использование научных методов

Вероятностные — это системы, поведение которых заранее предсказуемо только в большей или меньшей степени вероятности. Вся система спорта является вероятностной системой. Вероятностными системами являются спортсмен, спортивная команда, спортивные организации и т. д. Вся деятельность в спорте носит вероятностный характер, то есть успешное достижение целей и решение задач можно ожидать с той или иной степенью вероятности, меньшей чем 100%. Использование научных методов управления повышает эту вероятность. По признаку прочности и эффективности взаимодействия системы подразделяются на суммативные и целостные. В суммативной системе взаимодействие между компонентами не порождает нового интегрального качества, в целостной же это качество является ключевым признаком системы. Сущность этого взаимодействия заключается в том, что конечный эффект действия целостной системы больше, чем простая сумма действия ее отдельных компонентов. Этот так называемый синергический (или эмерджентный) эффект выражается формулой 1 + 1 >2, 1 + 1 + 1 >3 и т. д. Если взаимодействие отсутствует, то совместное действие компонентов меньше, чем сумма их одиночных воздействий, что может быть выражено формулой 1 + 1 Система спорта

Как целостными, так и суммативными системами могут быть системы ДЮСШ-СДЮШОР-ШВСМ при наличии или отсутствии взаимодействия между ними. По взаимодействию с окружающей средой системы могут быть подразделены на закрытые, не вступающие в это взаимодействие, и открытые, для которых характерен обмен со средой веществом, энергией и информацией. Система спорта является открытой социальной системой, для которой характерен непрерывный обмен с окружающей социальной и природной средой. Более того, окружающая среда является основным социальным источником роста спорта, его непрерывного обновления. Обычно провалы в выступлениях спортсменов на соревнованиях чаще всего бывают тогда, когда система спорта имеет недостаточный обмен со средой. Интенсивность и характер взаимодействия со средой системы спорта на разных уровнях различны: на уровне массового спорта — в основном за счет непрерывного притока спортсменов, а на уровне результативного спорта — через средства массовой информации, выступления на соревнованиях и т. д. При рассмотрении систем выделяют также такие понятия, как внутренняя и внешняя среда системы. Внутренняя среда — это все то, что входит в систему (компоненты, связи, отношения), а внешняя среда — ее окружение, которое воздействует или может воздействовать на систему. При целевом управлении учитываются факторы внутренней и внешней среды, потому что, с одной стороны, они являются ресурсом, а с другой — ограничениями в развитии системы. Например, при решении задач развития спорта в масштабах области учитываются количество и состав спортсменов, тренеров и других работников, наличие спортивных баз, их качество, обеспечение инвентарем, связь между организациями и т. д. (внутренняя среда), а также состав населения, природные и климатические условия, общий уровень социально-экономического развития области и т. д. (внешняя среда).