История вопроса некоторые статистические данные

Так, Готлиб Е. К — и Нуриев Н. А. (1959) указывают на 4,5% маршевых периоститов, которые они обнаружили при обследовании 200 солдат первого года службы. Б. Л. Мееррович и Е. К — Махов (1959) вообще считают «маршевый периостит» большой редкостью, определив его только у 4 солдат из 1200 обследованных. Американские авторы (Broudvig Т., Obermeier L., 1983) также указывают на довольно низкий процент стрессовых переломов у солдат — 1,3%. Gilbert R. and Johnson Н. (1966) публикуют обзор собственного 12-летнего опыта изучения стрессовых переломов на материале, охватывающем 2000 пациентов из корпуса морской пехоты в Сан-Диего (США). Такая противоречивость статистических данных, выраженная как в абсолютных, так и в относительных величинах, полученных с помощью ретроспективного анализа, в значительной мере объясняется несовершенством диагностики, а также недостаточной осведомленностью врачей-ортопедов с этой патологией.

Так, по данным Е. Wilson and F. Katz (1969), M. Devas (1975), ошибочность диагностики усталостных переломов составляет 100%, а по И. Ф. Богоявленскому — 96%. В этом отношении поучительным является случай, описанный A. Winfield and J. Dennis (1959). Обнаружив рентгеновский снимок новобранца, направленного в госпиталь с диагнозом паратенонит ахиллова сухожилия, они отметили наличие стрессового перелома пяточной кости. При анализе рентгенограмм пяточных костей новобранцев, ранее направленных в госпиталь по поводу заболеваний «мягких тканей» ахилловой области, они нашли еще 13 стрессовых переломов пяточных костей.

Высокий процент ошибочной диагностики связан также с наличием «рентгенонегативного периода» (Wilcox J. et al, 1977) в развитии стрессового перелома, что, безусловно, влияет на достоверность конечных статистических данных о фактическом уровне этой патологии.