Изучения поведения

Для изучения поведения были выбраны пять девочек с различными индивидуальными особенностями. Как видно из приведенных фактов, отношение к занятиям у всех девочек было хорошее. Они трудились с большим интересом. Но у одних не хватало выдержки (Галя Ч.), у других — собранности, организованности (Оксана X.), у третьих — умения самостоятельно выполнять задания (Наташа С). Отдельные девочки (например, Валя Б.) были еще далеки от коллектива, работали не в полную силу.

Прошло 4 месяца. В этой же группе были снова проведены детальные наблюдения с последующим анализом результатов.

Что же произошло? Сравнение с предыдущей записью урока показало, что еще более усилилась работа по воспитанию самостоятельности и активности. Несколько меньше внимания уделялось воспитанию трудолюбия.

Девочки занимались хорошо. Активнее проводилась работа по воспитанию специальной дисциплины и ответственности перед коллективом за порученное дело. Продолжалось воспитание ответственности, выдержки, взаимной вежливости.

Изменялись и применяемые тренером методы и приемы воспитания. Особое внимание уделялось контролю, проверке и оценке выполнения специальных правил поведения гимнаста: подходу и отходу от снарядов; точному выполнению команды, манере держаться в соревновательных условиях и т. д. Спортсменкам часто задавались вопросы, упражнения выполнялись по слову; хорошо были организованы работа актива и взаимно обучение; в необходимых случаях проводились краткие беседы, разъяснялись нормы поведения. Что же показали наблюдения на уроке за девочками?

Таким образом, отношение к занятиям спортом у девочек было такое же хорошее, но Наташа и Оксана стали больше проявлять самостоятельности, организованности. Гале Ч. еще не хватало должной выдержки, у Оксаны X. не все было в порядке с дисциплиной.

Через полтора месяца снова был проведен подробный анализ урока. Этот урок был очень уплотнен: шла напряженная подготовка к соревнованиям.

В. П. Воронова снова много работала над воспитанием у девочек самостоятельности и активности, трудолюбия и упорства, коллективизма и ответственности за порученное дело, дисциплины как общей, так и специальной, эстетики поведения, уважения, вежливости, аккуратности и точности. Однако все эти задачи решались преимущественно в затрудненных, соревновательных условиях.