Клиническая картина патологической функциональной перестройки костной ткани

Клиническая картина перестроечного процесса в начальном периоде заболевания неясна и неопределенна. В основном больные жалуются на боли в соответствующем сегменте конечности, которые порою не могут локализовать, «чувство забитости мышц», «утомление», «усталость» конечности, снижение мышечной силы. Большинство спортсменов и артистов балета, как правило, попадает в поле зрения врача, когда боли настолько сильны, что не дают им возможности выполнять спортивные или профессиональные нагрузки, или отдельные элементы их. Такое позднее обращение до некоторой степени можно объяснить психологией спортсмена или артиста балета, стремлением участвовать в ответственных соревнованиях и спектаклях (Добровольский В. В., 1959; Миронова 3. С. с соавт.

, 1976, 1982). Сначала болевые ощущения возникают после интенсивных тренировок или работы, а во время пауз исчезают.

В дальнейшем они неизменно появляются после каждой нагрузки или даже во время выполнения ее, а затем напоминают о себе даже в быту, что вынуждает пациентов прекращать тренировки или репетиции. Во время отдыха боли вскоре проходят, но с первых же попыток приступить к профессиональным или спортивным нагрузкам они вновь появляются с еще большей интенсивностью, чем прежде. Длительность этих явлений может быть различной — от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет (Рейнберг С. А., 1961, Devas М., 1975).

Так, 3. С. Миронова, И. А. Баднин (1976) сообщили о двадцатипятилетнем солисте балета Большого театра с перестроечным процессом диафиза большеберцовой кости, длительность анамнеза у которого была восемь месяцев. Несмотря на лечение, процесс прогрессировал, и по договоренности с администрацией театра он был переведен на педагогическую работу до «закрытия зоны Лоозера», которое наступило через 2,5 года.