Конкретный выбор средств

Таким образом, подбор средств общей физической подготовки, их место и удельный вес в программе занятий должны зависеть от спортивной специализации. Однако еще нередки случаи, когда средства и методы общей физической подготовки, сложившиеся в одних видах спорта, механически переносятся на другие, совершенно иного характера, виды спорта. Такая практика не только не дает желаемых результатов, по и может дискредитировать идею общей физической подготовки. Как отмечает профессор Н. В. Зимкин, «в тех случаях, когда упражнения по своему характеру близки друг к другу, и в тех случаях, когда они резко отличаются, — всегда в организме имеются изменения трех типов: 1) содействующие друг другу; 2) нейтральные; 3) противоположные, мешающие друг другу.

Если в комплексе изменений преобладают первые, то говорят о положительном переносе эффекта тренировки. Если преобладают третьи, то говорят об отрицательном влиянии упражнений, отрицательном переносе» . Исследования, выполненные бригадой научных сотрудников ЦНИИФКа под руководством В. М. Дьячкова, показали, что средствами общей физической подготовки, отвечающими специфике избранного вида спорта, являются такие, которые: а) наиболее эффективно решают задачи всестороннего физического развития и укрепления здоровья; б) имеют сходство по характеру нервно-мышечных усилий и режиму функционирования организма в целом с тем видом спорта, в котором специализируется юный спортсмен (например, средством общей физической под готовки для прыгунов в высоту может быть толкание % ядра, так как в том и другом случае имеется «взрывной» характер усилий мышц); в) способствуют более полному развитию специальных качеств, необходимых в избранном виде спорта (например, кроссы широко применяются спринтерами для развития общей выносливости, как базы для специальной выносливости); г) содействуют улучшению обшей координации движений и обогащению спортсмена такими разнообразными двигательными навыками, которые способствуют формированию специальных навыков (например, гимнастические упражнения, упражнения из других, родственных, видов спорта); д) помогают более полному и скорейшему восстановлению работоспособности спортсмена вследствие его переключения на иной характер движений, а также способствуют нормальной деятельности организма спортсмена в процессе тренировки (например, подвижные и спортивные игры, медленный бег в лесу по мягкому грунту, плавание и разнообразные упражнения, проводимые в иной обстановке, чем остальные тренировочные занятия).