Критерии эффективности обучения

Тренеру на протяжении всей тренировки приходится постоянно оценивать эффективность педагогического процесса. Чаще всего основным критерием эффективности обучения занимающихся тем или иным техническим действиям является только спортивный результат, показанный ими на соревнованиях. Бесспорно, спортивный результат действительно надежный критерий эффективности всего тренировочного процесса. Он является интегральным показателем качества подготовки и объективно отражает все стороны деятельности тренера и обучаемых за весь период спортивной тренировки.

Но высокий результат, показанный спортсменом на соревнованиях, еще не означает, что все стороны его подготовки находятся на должной высоте. Очень часто спортсмен достигает высокого результата, обладая преимуществом перед соперником только в каком-либо одном или нескольких видах подготовки. Поэтому тренеру необходимы дифференцированные критерии оценки эффективности обучения в первую очередь для того, чтобы выявить резервы дальнейшего роста мастерства спортсмена за счет повышения уровня именно тех видов и сторон подготовки, которые у него все еще отстают.

Иногда спортсмен, показавший невысокий результат на соревнованиях, обладает хорошим или удовлетворительным уровнем в одном или даже нескольких видах подготовки. В таком случае, оценивая качество его тренированности, необходимо подойти к ней строго дифференцированно. Необходимо объективно оценить отдельные (как положительные, так и отрицательные) стороны его подготовленности к тем или иным соревнованиям.

Мы считаем необходимым как комплексную, интегральную, так и дифференцированную оценку эффективности тренировочного процесса. Рассматривая в данном случае только проблемы технической подготовки, в частности, проблемы обучения движениям, мы коснемся тех критериев, которые позволяют дифференцированно оценить эффективность именно этой области педагогического процесса.