Культура поведения

С целью воспитания общей культуры поведения, эстетики движении и поступков тренер проводила краткие беседы о том, что на уроке надо работать не только дружно и старательно, но и красиво, разъясняла, что значит правильно двигаться, держаться, выполнять упражнение, как слушать музыку. По ходу урока тренер указывала детям на красивое и некрасивое в действиях учащихся при построении, стойке «смирно», выполнении своих команд, обращая внимание при этом на быстроту и точность выполняемой работы, согласованность движений и действий, соблюдение правил культуры поведения и т. д. Проводился также и опрос занимающихся о том, какое движение более красиво, какие поступки они считают красивыми, а какие нет. В течение всего периода занятий изменялись решаемые задачи и характер применяемых приемов. Разъясняя необходимость труда и активности на уроке, тренер постепенно увлекала детей гимнастикой, воспитывая интерес к ней, а поэтому все чаше и чаще в качестве мотива образцового поведения говорила о значении труда и дисциплины, без которых не станешь хорошим гимнастом, о том, что надо любить все виды гимнастических упражнений и одинаково старательно их выполнять.

Если в начале года, выполняя свои задания, гимнастки должны были уметь остановить группу под музыку, скомандовать перестроение, построить по подгруппам, то в конце года они самостоятельно разучивали с группой отдельные упражнения, проводили зарядку, разминку, более подготовленные гимнастки занимались с отстающими и т. д. В начале года В. П. Воронова подробно инструктировала девочек о том, как правильно подготовить к занятиям брусья, кольца, маты, бревно, ковер и т. д. А в конце года тренер уже давала распоряжения такого характера: «Оля, побеспокойся, чтобы поставили брусья»; «Наташа, организуй, чтобы быстро расстелили ковер». И Оля, и Наташа распоряжались, вкладывая в исполнение задания всю свою инициативу и организаторские способности. Если в начале года поощрялись обычное трудолюбие и исполнительность, то к концу года похвал педагога, прежде всего, удостаивались те гимнастки, которые проявляли инициативу, были активны, помогали товарищам, следили за порядком и т. д.