Левый ряд высвечиваемых квадратов

Практика показывает, что в процессе обучения целесообразно использовать несколько вариантов звуковой управляющей информации. Первый вариант: включение комплекта магнитофонов, транслирующих словесное сообщение о качестве выполнения движения параллельно с демонстрацией интегральных показателей зрительных оценок на световом табло. Второй вариант: звуковое сопровождение дифференцированных оценок качества выполнения движений по отдельным параметрам, включаемое одновременно со световым табло, на котором указаны возможные отклонения по определенным параметрам.

Третий вариант предусматривает включение звуковых сигналов при прохождении спортсменами контрольных нормативов, регистрируемых ЦВМ по наиболее значительной для конкретного упражнения кривой. При этом предусматривается, что положительное (с точки зрения педагогической оценки) звуковое сопровождение воспроизведения контрольного показателя может выражаться отсутствием сигнала, наличием сигнала, особенностями его звучания.

Кроме того, в третьем варианте звуковой сигнал может подаваться при интегральной оценке качества всего движения одновременно с визуальным. Реализовываются три возможности варьирования звука: отсутствие сигнала (плохая оценка), монотонный сигнал (хорошая оценка), мелодичный сигнал (отличная оценка). Во время обучения тренер, исходя из конкретных условий, периода тренировки, контингента спортсменов и других факторов, отрабатывает оптимальные варианты звуковых управляющих воздействий.

При этом учитывается форма предъявления информации, пороги слышимости и некоторые другие показатели.