Максимальные сдвиги

Максимальные сдвиги (пульс, артериальное давление, дыхание) наблюдались и к концу тренировочного занятия при средней и умеренной нагрузке; при большой нагрузке они часто отмечались уже вначале, после второго, третьего повторения. При определении минимального давления после нагрузки с высокой интенсивностью обнаруживалось падение давления до 0 уже в середине работы. В начале работы частота дыханий достигала 60 ударов в минуту.

Значительные сдвиги после выполнения средних и умеренных нагрузок возникали под влиянием большого объема работы. Через 20-30 мин. после окончания тренировочного занятия, в котором применялись средние и большие нагрузки, восстановление функций сердечнососудистой и дыхательной систем не наступало; пульс оставался учащенным (в основном на 15-35 ударов в минуту по сравнению с исходным). В первый и второй день после тренировок с большой нагрузкой отмечались остаточные явления утомления.

Одинаковая тренировочная работа вызывает у юношей разной подготовленности различные сдвиги в организме. Полученные экспериментальные данные позволили нам подойти к решению вопроса об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок для юношей 15-17 лет. Большая нагрузка может применяться один раз в недельном тренировочном цикле, остальная нагрузка должна оказывать умеренное воздействие.

Проведенная нами работа позволяет дать рекомендации по планированию скорости пробегания отрезков от 100 до 400 м. Применяя в тренировочных занятиях бег с относительно невысокой скоростью, юноша-бегун может выполнить объем тренировочной нагрузки, находящейся в пределах 1000-1600 м. Бег с рекомендуемыми нами скоростями способствует успешному выполнению юношеских разрядных нормативов, создает основательную базу беговой подготовленности и позволяет обеспечить дальнейший рост спортивных результатов при переходе в категорию взрослых спортсменов. О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ Для воспитания квалифицированного спортсмена-легкоатлета важное значение имеет этап начальной подготовки. Одна из основных задач данного этапа — комплектование учебных групп детских спортивных школ из таких занимающихся, которые в будущем способны достичь вершины спортивного мастерства.

Для этого необходимо выявлять потенциальные возможности детей и подростков. В существующей литературе по этому вопросу нет единого мнения.

Большинство авторов подчеркивает необходимость набора перспективного контингента занимающихся (А. Бобкин, Б. Валик, А. Герчиков, В. Казаковский, Т. Крымин, Н. Озолин, В. Филин). Некоторые авторы это отрицают, считая, что в детском возрасте невозможно выявить таланты (В. Алексеев, Т. Прохоров). Для определения потенциальных возможностей юных легкоатлетов предлагается проводить длительные наблюдения за учениками (А. Герчиков), организовать «проверочные группы» и вести углубленные наблюдения в течение месяца (Б. Валик), установить2-3-месячный испытательный срок (А. Герчиков и В. Филин), считать конкурсным первый год обучения (Т. Крымин).

Ряд авторов рекомендует использовать опыт применения контрольных упражнений (Б. Валик, А. Герчиков, В. Филин), учитывать спортивное трудолюбие (В. Казаковский, Н. Озолин) и волевые качества занимающихся — упорство и дисциплинированность (Т. Крымин), выявить потенциальные возможности занимающихся (Н. Озолин). Однако в литературе отсутствуют подробные методические разработки и обоснованные системы набора занимающихся, пригодные для практической работы тренеров с юными легкоатлетами. В целях усовершенствования работы на этапе начальной подготовки нами в 1960/61 учебном году был проведен педагогический эксперимент.

На протяжении шести месяцев мы изучали вероятные потенциальные возможности детей — кандидатов в нашу опытную группу. Параллельно с этим две группы были укомплектованы по существующим в практике способам (учитывая уровень показателей по данным контрольных упражнений).

Эти группы служили для нас контрольными.