Многочисленные проблемы

Многочисленные проблемы обучения и двигательного совершенствования, выдвигаемые сегодня спортивной практикой, в своем большинстве могут решаться только на комплексной основе, которая определяется самим смыслом системного подхода. В педагогике спортивных движений такие исследования еще крайне редки. Для более полного понимания сущности рассматриваемых вопросов представляют несомненную ценность данные, полученные в ряде других областей педагогики.

Интересны некоторые зарубежные опыты по обучению сложным навыкам. Обращают на себя внимание их акценты на взаимодействия внутри системы «преподаватель — занимающийся», на роль информационных процессов, на регулярную обязательную обратную связь между занимающимися и преподавателем.

Этим исследованиям предшествовали также психологические опыты в области так называемой поведенческой психологии, связанной с изучением различных воздействий на организм (стимулов) и ответных реакций организма на них. Представители данного направления развивали механистическое и идеалистическое направление в психологии — бихевиоризм. Все психологические явления они объясняли реакциями организма, отождествляя сознание и поведение, основное место в которых, по их мнению, занимает корреляция стимула и реакции. Нельзя не упомянуть также теории так называемого математического обучения.

Работы в этой области способствовали применению количественных оценок результатов исследования процессов обучения. Ряд зарубежных исследователей проблем управления педагогическим процессом значительное место отводят программированному обучению.