Модели процесса обучения спортивным движением

Управляя определенными объектами спортивной тренировки, педагог-тренер руководствуется соответствующей информацией об их состоянии и функциях, их математическим описанием, а также целями и задачами, стоящими перед системой. Решаемые задачи можно классифицировать по четырем основным направлениям: стабилизация объектов, наблюдение за их состоянием, самонастройка объектов, их программное управление. В первом случае тренер поддерживает постоянными определенные величины, которые характеризуют, например функциональное состояние организма спортсмена, параметры его движений.

В другом случае педагог осуществляет постоянное наблюдение (слежение) за некоторой измеряемой величиной объекта управления, например суставным углом в биокинематической цепи тела спортсмена, сохраняющего равновесие при выполнении определенных физических упражнений. В третьем случае тренер путем определенных воздействий обеспечивает так называемую самонастройку на оптимум какой-либо из характеристик управляемого объекта, например старается поддерживать постоянную частоту педалирования в велосипедном спорте, несмотря на развивающееся в организме спортсмена утомление во время преодоления дистанции. И, наконец, в четвертом случае, педагог, решая задачи по организации программного управления теми или иными объектами тренировочного процесса, заранее должен знать закон изменения управляемой величины, определяющей поведение этого объекта.

Так, например, педагог может задать заранее спортсмену-велосипедисту, преодолевающему трассу того или иного профиля, соответствующую программу движений, включающую характер передач, величину усилий на педали, длину шатуна веломашины и другие характеристики.