Моделирование как метод изучения систем

Моделирование как метод изучения систем предложен кибернетикой. Сущность моделирования заключается в том, что для изучения структуры или поведения системы создается более или менее приближенный ее аналог — модель, обладающая достаточной степенью сходства с оригиналом. По способу представления оригинала модели могут быть: информационные, представляющие собой словесное описание оригинала, его структуры и функции.

Так, в качестве словесной модели может быть дано описание деятельности ДЮСШ с указанием целей, задач, ресурсов, процесса, результатов; графические, представляющие основные характеристики оригинала в виде рисунка, графика, схемы. В качестве графической модели может выступать схема, отражающая структуру системы спорта в области с указанием уровней системы, ее отдельных объектов, или схема, отражающая основные этапы процесса подготовки спортсменов; математические модели — это математические формулы и уравнения, характеризующие зависимость одних параметров модели от других. Например, в виде таких моделей могут быть записаны зависимости типа «затраты-результаты» (финансовые затраты на подготовку одного спортсмена-разрядника, мастера спорта и т. д.). В спорте моделирование может быть использовано для решения различных задач: а) разработки модели «эталонного спортсмена»; б) планирования тренирующих воздействий; в) разработки вариантов соревновательных действий; г) оценки уровня спортивного мастерства; д) перспективного, годового, этапного, текущего планирования тренировочного процесса; е) планирования развития вида спорта в масштабах города, области, республики, одной организации; ж) создания спортивных организаций (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) с наиболее эффективными структурами.