Н. И. Волков

Следует остановиться и еще на одной закономерности адаптации. При регулярном повторении стандартных раздражителей приспособление к ним, сопровождающееся изменением функциональных возможностей организма, происходит только на протяжении определенного времени, до наступления фазы устойчивой адаптации (Н. И. Волков). После этого такие раздражители теряют свое тренирующее значение, так как, приспособившись к определенному раздражителю, организм отвечает на него строго определенной привычной реакцией, не предъявляющей новых требований. Следовательно дальнейшее развитие организма не происходит.

Отсюда вытекает необходимость повышения нагрузки в процессе тренировки, нашедшая выражение в принципе прогрессирования (Л. П. Матвеев). Известно три способа повышения нагрузки: линейный, ступенчатый, волнообразный. Наиболее часто применяются два последних.

Эффективность каждого из них, очевидно, зависит от особенностей вида спорта. Специалисты отмечают (А. Н. Воробьев), что чем однообразнее тренировочная нагрузка, чем она монотоннее, чем чаще она применяется; тем быстрее организм привыкает к ней, тем быстрее она теряет свое тренирующее воздействие. Вот почему необходимо предусматривать изменение не только величины и интенсивности, по и характера тренировочной нагрузки как в течение циклов, тренировочного года, так и по годам и этапам многолетней и перспективной подготовки.

Можно предположить, что прекращение роста результатов у молодых способных спортсменов является следствием того, что они на протяжении многих лет используют однообразные средства и методы тренировки, которые даже при условии повышения объема и интенсивности по годам теряют из-за этого свою эффективность. В связи с этим необходимо разработать принципиальную схему применения средств и методов по этапам и годам многолетней подготовки.