На основе изучения литературы

Для этого используется две группы средств: а) сходные с избранным видом (всякие имитации, близкие к изучаемым, гимнастические упражнения и др.); и б) существенно отличные от избранного вида (занятия другими видами спорта). СФП — это непосредственное овладение техническими и тактическими навыками и их совершенствование в единстве с развитием специфических для избранного вида качеств спортсмена. Здесь тоже выделяется две группы средств: а) само целостное действие (плавание — для пловца, бег — для бегуна и т. д.) и б) элементы этого избранного вида и близкие к ним по форме, а главное по содержанию, упражнения (А. Д. Новиков и Л. П. Матвеев, 1959).

Чтобы установить причины этой разницы в понятиях, мы проанализировали пособия по плаванию разных лет. Уже в 30-х годах лучшие пловцы мира (тогда американские и японские) включали в программу своей подготовки, кроме плавания, дополнительные упражнения. Арсенал их был невелик.

Он ограничивался общеразвнваю-щей гимнастикой и массажем. Причем гимнастика носила не общий, а специальный характер (избирательное воздействие на определенные группы мышц).

Такой же методикой пользовались и советские тренеры, что следует из отечественных программ по плаванию (1940- 1962 гг.). Так возникло понятие о специальных упражнениях, выполняемых на суше. Поскольку этот комплекс упражнений был заимствован из средств гимнастики, он получил название «гимнастика пловца» — понятие, тождественное современному «ОФП». Это понятие неизменно встречается в учебных пособиях тех лет (В. И. Щу. валов и сотр., 1940; Н. И. Плеханов и сотр.

, 1951 и др.)» В последнее десятилетие, кроме отмеченных «специальных», широко стали применяться на суше упражнения общего характера, заимствованные из других видов спорта: ходьба на лыжах, кроссы, упражнения со штангой (программы 1955, 1957 гг.). Понятие «гимнастика пловца» переросло в более широкое — «физическая подготовка пловца».