Набор социальных ожиданий

Набор социальных ожиданий определяется той ролью и тем положением в социальной структуре группы, которые занимает тот или иной ее член. И если социальные ожидания не оправдываются, то статус члена группы снижается. Так, например, может снизиться статус руководителя, если он не оправдает социальных ожиданий группы.

Социальные ожидания не являются абстрактной категорией — они отражают ценности, нормы поведения, господствующие в данной группе. Поэтому в группах с различными ценностями и нормами поведения, естественно, будут и различные социальные ожидания. Оптимальные социальные ожидания могут сформироваться только в той социальной группе, в которой преобладают социально-полезные ценности и нормы поведения.

Важным показателем, характеризующим малые социальные группы, являются конфликты. В основе любого конфликта лежит неудовлетворенная потребность в чем-либо.

Потребности могут быть различного характера: потребность в более высоких достижениях, потребность в рациональном поведении и рациональной организации труда и т. д. В зависимости от характера потребностей все конфликты, которые возникают в группах, могут быть подразделены на: 1) конфликты деловые, связанные с решением профессиональных проблем; 2) конфликты межличностные, связанные с решением социально-психологических проблем. Причины конфликтов первого типа — неудовлетворенность состоянием дела и желание улучшить его, стремление > к развитию и т. д. Характерной чертой «делового» конфликта является то, что в его основе лежит желание конфликтующих отстоять свою профессиональную точку зрения, при этом каждый убежден, что его точка зрения — лучше, но при выяснении ситуации тот из спорящих, кто оказался неправ, готов уступить ради интересов дела.

Такие конфликты являются естественным фактором в процессе развития в спорте.