Наказание

Спортсменов, особенно юных, новичков, неуверенных в своих силах, робких и стеснительных, надо хвалить чаще, замечая их усилия и старания; если у спортсмена появляются признаки самомнения, тщеславия, не следует ставить в пример другим его спортивные достижения, а лучше повысить требовательность к нему, давать задания повышенной трудности. Частая похвала вообще теряет свою воспитательную силу, люди привыкают и становятся глухи к ней. Чрезмерная похвала развивает самомнение. Лучше хвалить не самого спортсмена, а выполненное им задание. Это лучший способ воспитать трудолюбие, правильные мотивы поведения.

Спортсмен, у которого развито чувство гражданского долга, тренируется не ради поощрения, а во имя самих результатов работы. С юных лет спортсмена надо приучать испытывать радость от сознания того, что им достигнуто. Большим поощрением является доверие.

Если спортсмен хорошо справился с текущим заданием, со своими обязанностями в коллективе, ему доверяют более сложные и ответственные задания: провести тренировочное занятие, подготовить собрание коллектива, ознакомиться с условиями жизни товарища и т. д. Однако коллектив может потребовать отмены того или иного поощрения, если считает награждаемого морально несостоятельным. Очень важно, чтобы каждый спортсмен рассматривал любую награду не только как результат его личных заслуг, но и как итог работы тренера и коллектива.

Хорошо, если поощрение выносится не только за спортивные успехи, но и за общественные заслуги спортсмена: помощь спортивному движению, участие в общественно полезном труде, общественной деятельности, благородный поступок, успешное сочетание спортивных занятий с трудом и учебой и т. д. Благородные мужественные поступки спортсменов должны предаваться широкой гласности, так как пропаганда моральных качеств советского спортсмена имеет большое воспитательное значение для юношества и молодежи. Наказание — одно из многих воспитательных средств. Оно заключает в себе осуждение, отрицательную оценку поступков и действий.

Наказание — это «лечебная» мера в воспитании. Оно может предупреждать дальнейшие нежелательные действия, поступки, тормозить их.