Недооценка значения общей физической подготовки

Все это свидетельствует о том, что в работе с юными спортсменами тренеры еще не уделяют должного внимания развитию важнейших физических качеств: быстроты, силы, прыгучести и выносливости. Есть еще тренеры, которые, признавая необходимость общей физической подготовки лишь на словах, на деле придерживаются безнадежно устаревших методов узкоспециальной тренировки. Только правильное теоретическое и практическое решение вопроса о роли и месте общей физической подготовки может создать условия для дальнейшего, еще более быстрого, роста достижений всей массы юных спортсменов в нашей стране.

В советской школе спорта существенную роль в общей физической подготовке спортсмена играет комплекс ГТО. Подготовка к сдаче нормативов этого комплекса создает основу для специализации в любом виде спорта. Однако овладение нормативами комплекса не исчерпывает всех требований к общей физической подготовке спортсмена. Необходимо широкое использование упражнений, способствующих развитию основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости) и обогащению двигательного опыта юного спортсмена.

В зависимости от этапа спортивной подготовки комплекс средств общей спортивной подготовки претерпевает определенные изменения. Основываясь на материалах исследований, выполненных сектором теории и методики юношеского спорта ЦНИИФКа, мы условно разделили весь процесс многолетней подготовки спортсмена на 3 этапа: а) этап начальной подготовки; б) этап специальной подготовки; в) этап спортивного совершенствования. Сроки и продолжительность этапов подготовки обусловливаются специфическими особенностями видов спорта.

Так, в группе видов спорта, в которых для достижения высших результатов от спортсмена требуется преимущественно совершенство движений («искусство движений») при отсутствии продолжительных напряжений, — I группа (например, фигурное катание, слалом, прыжки в воду, художественная гимнастика и др.) — этап начальной подготовки продолжается до 11 — 12 лет.