Некоторые специалисты-практики

Программно-целевую организацию процесса обучения можно проиллюстрировать на примере обучения борцов вольного стиля технике захвата ног соперника (голова сбоку) в стойке. Программы обучения строились с учетом наличия конкретных технических средств обучения. В первом варианте (В-1) обучаемые ознакомились с целями, задачами обучения, с начальными уровнями дерева целей приема, получили соответствующие педагогические указания и комплексы специальных физических упражнений, подобранных на основе принципа регламентации и критериев подобия по отношению к биомеханической структуре элементов эталонной модели техники изучаемого приема. В течение 2 нед спортсмены занимались по предложенной программе под руководством тренера.

Во всем остальном тренировочные занятия не отличались от обычных. Спортсмены этой группы получали устную информацию о всех Ь основных элементах целевой педагогической программы, педагогический контроль над их действием осуществлялся по возможности в количественной форме, однако без привлечения информации о технических средствах.

Такая организация педагогического процесса хотя и не является лучшей, однако позволяет значительно повысить качество обучения в сравнении с традиционными методами. Тренеру не следует рассчитывать только на технические средства обучения. Если их нет, возможно все же путем правильной организации тренировки обеспечить достаточна эффективное достижение целей обучения.

Во втором варианте (В-2) организации программно-целевого обучения этому же сложному техническому приему группа борцов обучалась в тех же условиях, что и предыдущая, с той только разницей, что для оперативного контроля исполнения целевой программы применялись специальные технические средства — устройство ПЦУ. В третьем варианте (В-3) организации обучения спортсмены тренировались по полной программе АСУ СТОДС с использованием всех технических средств, включая средства автоматизации педагогического управления.