Нравственное поведение

Нравственные знания становятся убеждениями, когда они продуманы, критически переработаны, подкрепляются нравственным опытом, применяются в жизни, в спортивной практике. Моральные или нравственные чувства — это переживания человеком своего отношения к действительности, к людям, к собственному поведению. В работе О. А. Черниковой «Эмоции в спорте» глубоко раскрываются природа и особенности нравственных чувств спортсмена, которые побуждают его к активной деятельности, усиливают волю к победе, придают страстность убеждениям.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у советских спортсменов идейной убежденности, гражданских чувств, связанных с осознанием своей ответственности перед советским народом, государством, коллективом. Патриотизм, интернационализм, коллективизм, спортивная честь, долг и ответственность перед страной, коллективом, командой вот черты характера спортсмена-патриота своей Родины. Воспитание нравственных чувств — сложная педагогическая задача.

Чтобы решить ее, нужен арсенал разнообразных педагогических средств и методов. Одним из таких методов является создание в процессе спортивной деятельности психологических ситуаций, которые вызывают положительные эмоциональные чувства. Спортивная практика богата такими ситуациями, так как и в тренировочном процессе, и в единоборстве с соперником, и в коллективных действиях на спортивных состязаниях возникают разнообразные отношения, формирующие положительный нравственный опыт.

Нравственное поведение — это комплекс нравственных поступков, привычек, ставших естественными для личности. В нравственных поступках и действиях проявляются отношения спортсмена к окружающей его действительности.

Чтобы воспитать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия и прежде всего, организовать положительную деятельность занимающихся спортом, имеющую полезные цели и содержание. Это очень трудоемкая работа, требующая большого педагогического мастерства, такта, настойчивости и терпения.