Нравственное просвещение

Если положительное качество ученика проявлялось только в занятиях спортом, то оно медленно переносилось на общественную работу. Если же положительное качество проявлялось и в учебе и в спортивной деятельности, тем быстрее оно переносилось и на выполнение общественных заданий. В ходе работы, проведенной В. А. Кавериной, группа спортсменов-старшеклассников (в составе 30 человек) изменилась как по уровню нравственного развития, так и по степени общественной активности и отношению к общественной работе. Итак, общественно полезная работа юных спортсменов при педагогически правильной ее организации и внимательном подходе к ним явилась важным средством формирования положительных черт личности.

Для определения характера общественно полезной деятельности в соответствии с возможностями спортсмена и задачами коммунистического воспитания необходимо знание возрастных и индивидуальных особенностей. Процесс накопления опыта общественной работы должен всегда завершаться успешным выполнением задания, так как положительные эмоции способствуют более быстрому формированию новых умений и навыков и стимулируют дальнейшую общественно полезную деятельность. Чем раньше у спортсмена имел место опыт неудачного участия в общественной работе, тем труднее оказалось преодолевать отрицательное отношение к общественным делам.

К методам нравственного просвещения относят групповые и индивидуальные этические беседы, информационные сообщения, лекции на политические, морально-этические темы, а также диспуты, читательские; конференции, беседы. Все эти методы, широко применяемые в спортивной практике, направлены на то, чтобы помочь спортсмену понять сущность и значение той или иной нормы поведения, дать должную оценку поступкам товарищей. В процессе нравственного просвещения повышается уровень нравственного развития спортсменов.

Они приобретают сведения о моральных категориях и нормах, требованиях спортивной этики, у них формируются моральные понятия и убеждения. Нравственное просвещение является важной предпосылкой для воспитания нравственного поведения и необходимым условием для формирования моральной оценки поведения окружающих.