Обобщение опыта

При хронометрировании занятий учитывалось общее время тренировки, время непосредственного выполнения, упражнений на каждом снаряде и на протяжении занятия в целом. Подсчитывалось количество подходов к снарядам, количество выполняемых упражнений, учитывалась степень нервно-мышечного напряжения гимнаста при выполнении упражнений, плотность всего занятия и его частей, продолжительность пауз между подходами к снарядам. Для определения величины месячного объема и интенсивности нагрузки нами была разработана карта.

В нее заносились данные, полученные в конце каждого месяца на основании наблюдений, которые проводились на занятиях. Для фиксации данных педагогического наблюдения за спортсменами на одном занятии была разработана также индивидуальная карта обследования гимнаста.

Проведенные нами наблюдения позволили сделать выводы о положительных и отрицательных сторонах существующей системы подготовки юных гимнастов. Прежде всего следует отметить, что у тренеров Москвы по гимнастике имеется большой опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Путь от новичка до спортсмена I разряда некоторые гимнасты прошли в вышеупомянутых коллективах за 3 года. Подтверждением этого могут служить ученики тренера В. А. Беляева («Юный динамовец»).

Например, один из них, Л. Рыжков, начав тренироваться в 15-летнем возрасте, через 3 года успешно выступил по программе I разряда взрослых и занял на Всесоюзной спартакиаде школьников 2-е место, на первенстве СССР 1961 г. -5-е и в 1962 г. — 3-е место. Хороших результатов передовые тренеры добиваются благодаря высокому педагогическому мастерству, строгому отбору в секции способных юношей и увеличению продолжительности тренировочных занятий.