Обучение движениям со сложнокоординационной структурой

Исследования в области оптимизации управления движениями человека показывают, что в основе всякого двигательного акта лежит биомеханический принцип целесообразности, практически проявляющийся в том, что все его элементы образуют иерархическую систему движений, на верхнем уровне которой располагается собственно цель всего двигательного акта. Таким образом, под целью того или иного движения следует понимать желаемое состояние двигательной системы спортсмена или какой-то необходимый, вполне определенный результат его двигательного поведения. Такое определение отражает чисто биомеханическую сторону целевой направленности движений.

Поскольку в данном случае объектом обучения и являются собственно движения, этот факт приобретает важное методологическое значение. Если такое условие считать предпосылкой дальнейших рассуждений, то необходимо каким-то образом биомеханически представить целевую направленность движений в педагогическом процессе.

Это можно сделать путем формализации, моделирования движений и составления на этой основе специальных педагогических заданий со строгой целевой направленностью и конкретными количественными ограничениями. Для достижения тех или иных целей конкретного спортивного движения обучаемый должен последовательно решить целый ряд двигательных задач, которые дают представление о тех изменениях в движениях человека, которые обязательно должны произойти и случае реализации целей.

Получив определенную педагогическую установку, обучаемые стремятся таким образом управлять движениями своего тела, чтобы решить двигательную задачу и достигнуть целей. Конкретная количественная постановка проблемы целей управления движениями имеет решающее значение для повышения эффективности и качества обучения.