Обучение движениям в спорте

Ведущую роль в познании закономерностей всякого педагогического процесса играет определение его сущности. В свою очередь, для раскрытия сущности этого процесса большое значение имеет выявление основных диалектических противоречий его педагогической структуры. Диалектические противоречия процесса обучения движениям обусловлены несоответствием ранее применявшихся традиционных методов обучения и объективной реальности, для которой характерны повышенные требования к физическим возможностям спортсменов, а также недоступная ранее для освоения в спортивной тренировке степень сложности применяемых образцов движений.

В таких условиях диалектическое противоречие между собственным двигательным опытом обучаемых, их чувственным восприятием двигательных задач, способностью их решать и действительными характеристиками спортивных движений со сложнокоординационной структурой выступает как основная движущая сила процесса обучения. Она стимулирует и обеспечивает; его самодвижение. Сущность рассматриваемого педагогического процесса состоит в том, что выдвигаемые теоретические и практические задачи по освоению сложных спортивных движений могут быть решены на основе достигнутого методологического уровня путем направленной активизации познавательной и двигательной деятельности спортсменов, которая обеспечивается за счет адекватного логического построения системы обучения в спортивной тренировке.

Двигательные задачи предъявляются обучаемым в форме биомеханических моделей моноцелевого характера, содержащих многоуровневые иерархические структуры. Субординация элементов таких структур зависит от степени их значимости по отношению к достижению основной цели, обучения. Двигательные задачи предлагаются обучаемым: в виде целевых педагогических программ адаптивного типа.