Одинаковая тренировочная работа

Эксперимент был организован на базе Латвийского института физкультуры с детьми в возрасте 11 -13 лет, учащимися в подшефных институту школах. При изучении потенциальных возможностей занимающихся мы учитывали высокие требования, предъявляемые к спортсмену на современном уровне развития легкой атлетики, и в течение эксперимента как бы частично моделировали многолетнюю подготовку юных легкоатлетов. Ведя педагогические наблюдения и кратковременные эксперименты, мы в учебно-тренировочном процессе исследовали: 1) волевые качества и усилия испытуемых: а) интенсивность волевых усилий, б) продолжительность волевых усилий — настойчивость, в) самостоятельность, г) решительность и смелость, д) целеустремленность; 2) соревновательные способности испытуемых: а) стартовое состояние, б) способность мобилизоваться, в) реакцию на неудачи; 3) боевые способности испытуемых: а) активность в спортивной борьбе, б) упорство в борьбе, в) способность «выложиться»; 4) отношение к труду: а) трудолюбие, б) спортивную работоспособность; 5) пластичность организма испытуемых: а) быстроту образования двигательных навыков, б) развитие физических качеств.

Для изучения волевых качеств были подобраны соответствующие упражнения типа заданий, которые проводились в соревновательной форме. Показателями интенсивности волевых усилий служили упражнения с кратковременным напряжением, показателями настойчивости — упражнения сложной координации, для освоения которых требовалось продолжительное время. Для оценки самостоятельности мы провели педагогический эксперимент, в котором с помощью динамометра проверяли прирост силы кисти до и после четырехнедельных самостоятельных домашних занятий по нашему заданию.

Решительность и смелость изучались в основном с помощью разных прыжков в усложненных условиях, а целеустремленность оценивалась по отношению испытуемых к занятиям, к освоению специальных упражнений, к посещаемости и т. д.