Описанные нами два варианта АСУ

Поскольку предлагаемые системы АСУ не имели аналогов в прошлом, возникла необходимость не только в их практическом испытании, но и в теоретическом осмыслении и методическом обосновании. В связи с этим можно констатировать, что обе системы АСУ СТОДС и СТОДС АИМ конструктивно имеют много общего: 1) общее предназначение в тренировке — осуществлять функции программно-целевого управления; 2) одинаковую элементную основу и однотипную систему биомеханических датчиков; 3) однотипные блоки индикации; коррекции и управляющих воздействий; 4) являются информационными системами. Каждая из двух систем имеет также и свои отличительные особенности, которые определяются прежде всего их предназначением в тренировочном процессе.

Прежде всего это то, что: 1) только в одной из них имеется активный исполнительный модуль; 2) функционально одна из них может выполнять детальный оперативный контроль качества реализуемых двигательных действий обучаемых по многим заранее запрограммированным параметрам, другая предназначается для обучения движениям преимущественно в эвристическом режиме; 3) одна система может предъявлять результаты контроля качества процесса обучения в дискретной форме с элементами аналитического подхода, другая — оценивать действия обучаемых только в аналоговой, наглядной форме. Опыт, накопленный при разработке АСУ, позволяет определить место тех или иных технических средств в педагогическом процессе.

Решение двигательных задач самого низкого (начального) уровня программы обычно доступно для тренера, вовсе не использующего технических средств. Здесь, однако, могут применяться простейшие измерительные инструменты для контроля итоговых результатов движений (линейка, секундомер, динамометр и т. д.). Следующий уровень — это уже применение так называемых устройств срочной информации, имеющих несложную конструкцию, позволяющую контролировать хотя бы одну характеристику изучаемого движения по ее дискретному значению, выбранному по отношению к какому-либо критическому моменту времени.

Далее идут устройства, позволяющие использовать принцип срочной информации, но контролирующие целый ряд биомеханических параметров движений. Затем используются технические средства ПЦУ, которые позволяют тренеру программировать и контролировать при обучении до сорока характеристик сложных движений, раскрывающих их биокинематическую и биодинамическую структуры. Завершают данную классификацию автоматизированные системы управления обучением, которые можно разделить на два типа: универсальные (предназначенные для различных видов спорта) и специализированные (используемые только в одном или нескольких видах спорта).

ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ Организация обучения спортсменов высокой квалификации. Обучение движениям в практике учебного процесса может происходить в рамках обычной урочной формы занятий или на спортивной тренировке, которая также является уроком, только имеющим специфическую направленность.

Обучение движениям со сложнокоординациониой структурой чаще всего происходит на спортивной тренировке. Цели и задачи спортивной тренировки чрезвычайно широки, она является специализированным процессом всестороннего физического воспитания. Спортивная тренировка включает не только обучение спортсменов, но и их воспитание, формирование у них специальных двигательных навыков и знаний, развитие двигательных и морально-волевых качеств, а также воспитание личности.

В результате тренировочного процесса организм человека становится более тренированным к соответствующим условиям деятельности, спортсмен достигает определенного уровня подготовленности и в целом приобретает желаемую спортивную форму. Необходимо отмстить, что основной недостаток сложившейся формы организации спортивной тренировки заключается в излишней дифференциации обычных программ и планов подготовки спортсменов. В них цели, средства и задачи чрезмерно дифференцированы для отдельных видов подготовки: технической, тактической, психологической, теоретической.

В отличие от этого программно-целевой подход предусматривает максимальную интеграцию всех компонентов тренировочного процесса и одновременную реализацию их в соответствии с едиными программами подготовки. Такой способ организации спортивной тренировки более объективно отражает диалектическое единство всех сторон подготовки спортсменов.

При таком подходе строится одна генеральная целевая программа подготовки той или иной группы спортсменов, в которую в качестве подпрограмм включаются целевые программы по отдельным сторонам подготовки.