Опыт работы с юными гимнастами

Длительная, напряженная работа не может быть задана растущему организму, у которого регуляция всех физиологических процессов находится в стадии развития и совершенствования. Следует также учитывать, что в процессе роста организм требует значительного энергетического обеспечения, так как все биологические процессы совершаются со значительным расходованием энергии. Вследствие этого у детей и подростков интенсивность обмена белков и окислительных процессов даже в состоянии покоя относительно выше, чем у взрослых.

Учитывая биологические особенности подросткового и юношеского возраста, а также и то, что оздоровительный эффект занятий спортивной гимнастикой с ними возможен при условии строгого и целесообразного дозирования тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, мы предприняли попытку изучить этот вопрос более детально и найти пути повышения работоспособности без ущерба для здоровья юных гимнастов. В связи с этим возник вопрос о том, может ли влиять на характер работоспособности и на особенности восстановления метод применения тренировочных нагрузок, поскольку объем, чередование и дозирование тренировочных нагрузок, выполняемых в отдельные промежутки времени, могут быть различными.

В одном случае тренировочные нагрузки могут быть кратковременными, в другом длительными, с большим и малым напряжением, с участием большого или ограниченного количества мышечных групп. Иными словами, степенью интенсивности тренировочных нагрузок, учитывая особенности вида спорта, можно управлять в соответствии с поставленной педагогической задачей. В ряде научных работ высказано мнение о том, что на характер восстановительных процессов и на повышение работоспособности существенно влияет сочетание работы большой, средней и малой интенсивности.

Это позволило нам более четко представить пути исследования изменений степени интенсивности тренировочных нагрузок с целью повышения функциональных и двигательных возможностей юных гимнастов. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1959-1960) путем опытной проверки в экспериментальных группах (мальчики 13-14 лет в количестве 48 человек) были определены и опробованы различные варианты чередования упражнений на гимнастических снарядах.

Занятия проводились 3 раза в неделю по 2,5-3 часа, в каждом занятии планировалось 4-5 видов гимнастического многоборья..