Организация обучения спортсменов

В то же время опыт показывает, что специфика методики обучения зависит от специфики вида спорта и биомеханической структуры того или иного сложного движения. Так, в частности, программа обучения описанному техническому приему вольной борьбы не завершает процесс обучения. После ее успешного выполнения спортсмен длительное время должен шлифовать движения для того, чтобы успешно применять приобретенные навыки в различных тактических ситуациях.

Причем в данном случае в обучении допустима значительная вариативность движений, обусловленная не только индивидуальными особенностями опорно-двигательного аппарата спортсменов, но и вариативностью техники. В то же время процесс обучения легкоатлетов — спринтеров стартовым действиям гораздо проще контролировать с помощью технических средств, включая средства автоматизации и ЭВМ. Мы не ставили задачи детального описания абсолютно всех аспектов проведения учебных занятий и спортивных тренировок.

Методика программно-целевого управления требует существенной перестройки традиционных форм обучения спортсменов. В данном случае эта проблема решалась на примере обучения спортсменов только нескольким движениям со сложнокоординационной структурой.

Однако в методике обучения спортсменов хотя бы одному сложному движению как в зеркале отражаются многочисленные проблемы программно-целевого управления тренировочным процессом. Тренер, успешно овладевший предлагаемыми приемами, сможет в дальнейшем распространять этот опыт на другие участки работы, связанные не только с технической, но и другими видами подготовки.