Педагогические наблюдения за тренировкой

Известное положительное значение имеют также некоторые возрастные особенности развития двигательной функции. Они заключаются в следующем: 1. Относительная сила на 1 кг веса юных спортсменов к 13-15 годам часто достигает уровня взрослых (А. В. Коробков). 2. Показатели скрытого периода реакции, в известной степени характеризующие скорость протекания нервно-мышечных процессов, достигают уровня взрослых уже к 9-11 годам (А. В. Коробков и др.). Примерно к этому же возрасту формируется достаточно четкое взаимодействие мышц-антагонистов.

К 13-14 годам — а под влиянием физических упражнении и несколько ранее (А. В. Коробков) — активно развивается двигательная функция. Координационные механизмы еще более совершенствуются и достигают иногда высокого уровня. Однако было бы серьезной ошибкой считать, что юный возраст создает спортсмену-пловцу только преимущества.

Некоторые показатели двигательной функции и ряд вегетативных развиваются более медленно и достигают необходимой степени развития в более позднем возрасте. Например, развитие сердца (по силе сердечных сокращений) и потребление кислорода па 1 кг веса — показатели, в значительной степени влияющие на тренируемость организма, — приближаются к уровню взрослых лишь в более позднем возрасте.

Несколько отстают в своем развитии и отдельные показатели двигательной функции, в первую очередь пластичность двигательного аппарата. Недостаточно высока ироприоцептивная чувствительность, что снижает возможность к образованию четких, тонких дифференцировок движений во времени и пространстве. Существенные отличия от взрослого спортсмена, и отнюдь не в пользу юного, наблюдаются в процессе формирования двигательных навыков.

Стадия закрепления условных рефлексов, лежащая в основе выработки и сохранения рациональной спортивной техники, у подростка обычно затягивается. В возрасте 13-16 лет в связи с наступающим половым созреванием часто возникает некоторая диспропорция анатомо-физиологического развития, а также, что гораздо важнее, в этом же возрасте проявляется значительная неустойчивость психических процессов. Она выражается в том, что дети «и подростки гораздо болезненнее переносят большие напряжения нервной системы: длительные соревнования, высокую интенсивность тренировочной нагрузки, утомительные довольно однообразные упражнения, неизбежные в современном тренировочном процессе.