Перечисленные признаки

Чрезвычайная сложность спортивных движений как объектов познания в процессе тренировки не позволяет с должной эффективностью применять те традиционные методы обучения, которые сложились в практике педагогики спорта к настоящему времени, поскольку они были разработаны на материале сравнительно простых по своей координационной структуре двигательных актов. Каждый специалист может убедиться, что путем простого суммирования средств и методов, применяемых при обучении движениям сравнительно небольшой сложности, невозможно добиться должной эффективности в обучении сложным движениям. Диалектика двигательной деятельности человека такова, что всякое усложнение движений требует качественно нового подхода при обучении.

Это обусловлено прежде всего биомеханической сущностью формирования двигательных навыков. Недооценка этого в свое время привела к тому, что «кабинетная физиология, по словам Н. А. Бернштейна, за малыми исключениями оставлявшая за порогом лаборатории все движения, кроме болевых, оборонительных, чесательных и т. п. рефлексов, тем самым обедняла свои познавательные ресурсы». С аналогичными явлениями можно встретиться, к сожалению, и сегодня в педагогике спорта, когда движениям очень большой сложности обучают при помощи упрощенных методов.

Закономерности процесса обучения простым движениям механически переносят на процесс обучения высококвалифицированных спортсменов, осваивающих такие образцы движений, о которых ранее не имели представления специалисты даже в самых передовых научных лабораториях. Такое положение создает большие затруднения не только для обучаемых спортсменов, но и для самих педагогов, которые вынуждены преодолевать порою непреодолимые препятствия, поскольку логика такого учебного процесса ни в коей мере не соответствует логике и закономерностям естественной организации двигательной деятельности человека.