Планирование многолетней тренировки

Второй этап — базовой подготовки. Длительность — 4-5 лет. Основные задачи: создание необходимой базы, обеспечивающей достижение результатов международного класса на этапе спортивного совершенствования, и определение способностей к узкой специализации. С этой целью рекомендуется строить занятия таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннюю физическую, техническую и психическую подготовку и подготавливали занимающихся к большим физическими психическим нагрузкам тренировок и соревнований.

Успешным завершением этого этапа и основанием для перевода на следующий следует считать выполнение результатов первого разряда, кандидата в мастера или мастера спорта. Третий этап — спортивного совершенствования.

Главной задачей считается достижение результатов международного класса. Специалисты отмечают особое значение второго этапа подготовки во всех видах спорта.

Именно в этот период закладывается база всесторонней физической, психической и морально-волевой подготовки, которая обеспечивает достижение результатов международного класса на этапе высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия. Длительность этого этапа должна быть не менее 3-4 лет. Прирост результатов должен происходить не за счет узкой специализации, натаскивания, а за счет улучшения общей и специальной физической подготовки, овладения техникой и естественного роста организма.

Ошибки на этом этапе подготовки, заключающиеся в форсировании тренировки и участии талантливого спортсмена во множестве разнообразных соревнований, вызывают непоправимые отрицательные биологические и психологические изменения, которые приводят к тому, что процесс быстрого роста при переходе в группу юниоров или взрослых прекращается, и спортсмен долгие годы топчется на месте или уходит из спорта, не раскрыв своих возможностей. Необходимо, чтобы все новички, независимо от их одаренности, прошли на этом этапе достаточно длительную и разностороннюю подготовку, исключающую любые элементы форсирования.

Анализ подготовки юных легкоатлетов ГДР, где накоплен значительный положительный опыт в этой области, позволил выделить следующие принятые там принципы построения этого этапа (Е. Н. Кайтмазова):