Пластичность организма испытуемых

Соревновательные способности изучались во время контрольных испытаний и внутригрупповых соревнований. Для выявления боевых способностей применялись разные атлетические игры скоростно-силового характера. Трудолюбие и работоспособность оценивались по физическому труду (на стадионе и в спортзале), тренировочной работе, по учебе в школе. Пластичность организма испытуемых изучалась с помощью специального комплекса контрольных испытаний.

Для этого мы оценивали не уровень показателей, а их динамику в течение всего периода эксперимента. Для определения темпов развития физических качеств силы и скорости использовались следующие контрольные упражнения: бег на 20 м с низкого старта, тройной прыжок с места, прыжок в длину и высоту с короткого разбега и толкание набивного мяча. Контрольные испытания мы начали проводить после предварительного обучения данным упражнениям, на что потребовался один месяц.

О быстроте образования двигательных навыков судили по продолжительности времени, которое требовалось для овладения техникой барьерного бега (через детские барьеры) и техникой толкания набивного мяча. Оценка испытуемых как по всем разделам, так и по отдельным видам проводилась по пятибалльной системе.

За «отлично» мы принимали наилучшие показатели подготовленности испытуемых в данном виде. По каждому разделу исследования выставлялись также сводные оценки. Приводим пример оценки показателей подготовленности испытуемых.

В эксперименте наибольшее значение мы придавали оценке волевых качеств и соревновательных способностей испытуемых. Показатели боевых способностей занимающихся также в какой-то степени отражают особенности их нервной системы, темперамента, волевых усилий в обстановке спортивной борьбы.

Эти показатели также имеют большое практическое значение, ибо современная легкая атлетика требует высоких боевых способностей. Показатели быстроты образования двигательных навыков и развития физических качеств дают возможность предвидеть темпы спортивного роста юных легкоатлетов в будущем.